Ребята, которые поступают на этот факультет, уже сейчас видят себя мореплавателями. И не просто мореплавателями; они понимают, что буквально через 8-10 лет станут капитанами, возглавят огромные лайнеры. Наверняка нет другой такой профессии на берегу, когда бы человек, оканчивающий институт, мог себе представить, что через 8 лет возглавит крупный завод или стройку. Заметим, что по своему энергетическому оснащению судно намного сложнее любого завода.
- Сегодня в мире не хватает 4% офицерского состава. По прогнозам различных международных организаций, к 2010 году эта цифра достигнет 10-15%, - рассказывает Виталий Константинович. - И Украина, равно как и другие страны, занимающиеся подготовкой кадров, не может замыкаться в рамках только своего государства. Сейчас на морском рынке превалируют восточные экипажи, в дальнейшем их количество будет возрастать. Но все-таки западные судовладельцы хотят иметь на своих судах команды, так сказать, европейского, а не восточного стиля. Поэтому сейчас они смотрят вдаль, понимая, что, ничего не вкладывая в подготовку нужных их специалистов, они "скатятся" на восточные экипажи. К нашей стране интерес особенный - сказывается уровень образования и подготовки, признание Украины в мире.
Руководители голландской фирмы "Vagenburg" подошли к проблеме по-новому: они решили брать на работу украинских моряков не только во время учебы - от различных крюинговых компаний на практику уже уходят более 600 курсантов ОНМА.Условие фирмы - они сами отберут тех, кто им подходит, проведут собеседование, тесты - что, впрочем, они и сделали. На практике - после 3-го курса - ребята будут кадетами. Те, кто хорошо себя проявят, будут и дальше работать на судах компании, и, что примечательно, уже после 4-го курса они войдут в младший офицерский состав. Однако - это уже условие академии - начиная с 4-го курса, подготовку специалистов компания должна будет оплачивать. Тем не менее, оплата обучения не облагает курсанта какими-либо обязательствами. По мнению руководителей "Vagenburg", такими условиями они наверняка привлекут курсантов для дальнейшей работы на судах компании.
На вопрос: "Почему вы решили работать именно с нами?" руководство ОНМА получило ответ. "На сегодняшний день в нашей компании уже работают сто выпускников академии, и о 95 из них у нас самое высокое мнение!".
- Эта компания уже обращалась к нам по вопросу трудоустройства курсантов, но они хотели брать уже обученных специалистов. Тогда, в первый раз, не были готовы к этому ни мы, ни они. Теперь прошло достаточно времени, которое подготовило и нас, и их, и представители "Vagenburg" поняли, что должны вкладывать какие-то сред-
сгва для того, чтобы на них работали наши специалисты, - считает 1-й проректор.
- По просьбе компании мы отобрали для них 15-17 человек, лучших из лучших. Они же приняли только 10 -пятерых судоводителей и пятерых судомехаников. Не потому, что остальные хуже: таким было условие на первых порах. Думаю, что это только начало - не сомневаюсь, что наши курсанты превосходно зарекомендуют себя, да и "Vagenburg" - компания молодая, и новые кадры ей очень нужны, - рассказывает декан факультета морского судовождения Николай ЦЫМБАЛ.
Николай Николаевич работает деканом факультета почти два года. Но нельзя сказать, что в академии он человек новый. Закончив "вышку" в 1976 году, он поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. После пошел работать береговым диспетчером ЧМП, через год вернулся в Alma mater, заведовал кафедрой гидрографии и морской геодезии, потом дела вновь заставили поменять работу -после 96 года Николай Николаевич ушел на флот. В итоге снова вернулся в академию, доцентом кафедры автоматизации судовождения и радионавигационных приборов и систем, где преподаёт и по сегодняшний день. Затем, когда бывший декан факультета морского судовождения профессор Лоран Антонович Козырь отказался от своей должности, Николаю Николаевичу предложили кресло декана, и он согласился.
- Когда я стал деканом, была принята конвенция ПДНВ-95. В связи с этим мы переделывали все учебные планы, чтобы они соответствовали типовым курсам, которые дает международная морская организация, - говорит Николай Николаевич. - К тому же - ступенчатая подготовка (как известно, существует четыре уровня подготовки - младший специалист, бакалавр, специалист и магистр. В соответствии с этим происходит аккредитация учебных заведений - 1-го, 2-го, 3-го или 4-го уровня аккредитации) требовала,чтобы у ба-калавра в учебном плане было 12 месяцев практики, - тогда, если у курсанта нет возможности учиться дальше, после четырех лет учебы он может получить рабочий диплом и идти работать.
В этом году наша специальность наряду с другими аккредитована по 4-му уровню, то есть мы можем готовить магистров. Для тех, кто желает стать магистрами, есть специальные правила отбора - успеваемость, участие в научной работе, заключение кафедры. Будущим магистрам, нынешним пятикурсникам, предстоит заниматься еще полгода - с сентября по февраль. И, окончив академию, они будут иметь на руках три диплома - специалиста, бакалавра и магистра.
Количество магистров ограничено - оно должно составлять 10-15% от обучающихся - максимум 40 человек по специальности судовождения. Это не так уж и мало, особенно, если учесть, что сейчас на 5-ом курсе ФМС всего 61 чело-
век, в то время как на 1-ом - 200. - В прошлом году набор на ФМС составил 207 человек -
включая и "бюджетников", и "контрактников". Конкурс был больше двух человек на место. Однако нужно учитывать, что конкурс проводится не только по проверке знаний, принимается во внимание и результаты медицинской комиссии, и годность к службе. И потом - у нас ведь одни мальчики учатся - а мальчиков все меньше и меньше! - смеется Николай Николаевич.
Что мне понравилось, так это то, что здесь к каждому курсанту применяется индивидуальный подход. Опоздал, предположим, на сессию - тебя не отправляют "автоматом" на повторное обучение, а смотрят как учился до этого, много ли пропустил, сможешь ли нагнать упущенное...
- Есть ли у вас договоры со средними учебными заведениями? - спрашиваю.
- Ввиду того, что на судоводительские факультеты довольно большой конкурс при ограниченном количестве мест, то на эти специальности заключены договора лишь с лицеями или гимназиями. Совсем недавно эти ребята сдавали экзамены, трое из пятерых человек выдержали. Теперь им остается пройти медкомиссию и получить аттестат без "троек" - то есть по новой, двенадцатибалльной, системе там не должно быть оценок ниже "семерки".
После нашей беседы Николай Николаевич показал мне факультет. Мы побывали и на "мостиках" радиолокационного тренажёра - шесть кабинок - шесть "мостиков". За время обучения курсант должен наработать на этом тренажере 60 тренировочных занятий. После этого выпускники получают специальные сертификаты, обязательные для любого судоводителя. Кроме того, на этом тренажере раз в пять лет проходят переподготовку моряки.
Есть в ОНМА и тренажер по электронной картографии, вернее, только его демонстрационная версия - полная стоит больших денег, на которые академия еще "не раскрутилась".
На факультете два компьютерных класса, всего в них 24 учебных компьютера. Поскольку все больше дисциплин требуют использование компъютеров, то возникла необходимость приобретения компьютеров для еще одного класса. Также Николай Николаевич рассказал и о мечте факультета: сделать автоматизированную систему учета успеваемости и практики курсантов. На мой вопрос: "А вы не боитесь хакеров?" декан с улыбкой ответил:
- Нет- Это будет локальная сеть, и доступ к ней будет ограничен. И потом, моему заместителю по учебной работе Вячеславу Григорьевичу Кийло не страшны никакие хакеры! Да я думаю, и не только хакеры. Что может быть страшно такому ВУЗу, если даже время работает ему на руку! Недаром и преподаватели, и курсанты гордятся академией. Еще бы! Ведь она единственная в своем роде.
Марина МАНН.
|